Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

«Десять негритят» пугали туристов в Крыму

Был ли остров?

Несколько раз операторская камера Геннадия Энгстрема показывает нам остров, куда судья заманил «негритят», на общих планах. Большинство таких кадров снято на утесах, где высится замок «Ласточкино гнездо» и графский дворец в Алупке. Но этим не ограничилось. Художники по картине создали уменьшенный макет Негритянского острова и установили его в бассейне. Напуская дым, раздувая его при помощи струй воздуха от вентилятора, оператор создал кадры, где остров, словно плывет в грозовой дымке.

Есть ли у острова из романа Кристи реальный прототип? Оказывается есть. Писательница всю свою жизнь прожила в графстве Девоншир, там же она нашла «натуру» для своего детектива. Им стал островок Бург возле деревушки Бигбери. Во время прилива он становится недоступен. Чтобы попасть туда, жители используют трактор и деревянную платформу. Остров находится от материка на расстоянии всего 250 метров. Самая главная достопримечательность острова – гостиница в стиле ар-деко.

Едва не повесилась

Станислав Говорухин очень тщательно подошел к поиску типажей, отбору актеров. Для съемок в фильме он пригласил не только популярных, звездных актеров (Зельдин, Глузский, Абдулов, Жариков), но и тех, что на экранах появлялись не часто. Отсутствие актерского образования не помешало Татьяне Друбич воплотить в фильме образ гувернантки Веры Клейторн, повинной в смерти своего подопечного – десятилетнего Сирила. Сдержанная, замкнутая, что называется «себе на уме» девушка, демонстрирует явные признаки расстройства психики. Она видит во сне утонувшего мальчика, слышит в доме топот его ног, принимает успокаивающие пилюли перед сном. Некоторые из взглядов Веры-Друбич говорят о темной, преступной половине внутреннего «я» образа. По словам одного английского рецензента, «камера любит лицо Друбич, красивое лицо обиженного ребенка». Тот же критик заметил, что хотя актеры в фильме русские, но им удалось достоверно создать и показать английские характеры. Правда, режиссерский выбор по поводу Друбич, оценили не все критики. Кое-кто даже назвал ее работу в фильме провальной. На эту роль пробовалась также Вера Глаголева.

Во время съемок происходили пугающие случаи. Сцена, где Вера надевает на шею петлю, едва не стала последней в жизни актрисы. Она слишком туго затянула петлю и покачнувшись, едва не повесилась по-настоящему. Дочь Татьяны закричала в испуге и тем привлекла внимание членов съемочной группы. Актрису освободили. Доснимали сцену самоубийства уже без нее. Вместе с Говорухиным, Друбич снималась в то же время в «Ассе» у Сергея Соловьёва. Поэтому в кадре, где камера крупно берет ноги повесившейся Веры, мы видим конечности ассистентки. Другое ужасное совпадение произошло спустя много лет после выхода фильма на экран. Исполнитель роли врача Армстронга Николай Ромашин, отказался в кадре играть свою смерть. Актер был немного суеверен. В сцене убийства врача судья Уоргрейв (Владимир Зельдин) сбрасывает в пропасть чучело. Тело плавающего в воде мертвого Армстронга, которое находят Вера и Ломбард (Александр Кайдановский), принадлежит каскадеру. По воспоминаниям участника съемочной группы, штор был такой силы, что каскадер едва не разбился о камни, изображая труп. Годы спустя Анатолий Ромашин погиб на даче. Его придавило им же подпиленное дерево.

Звездный ансамбль

Несомненной удачей фильма стала работа Александра Кайдановского. Его герой – Филипп Ломбард – ироничный сильный мужчина, лазающий по скалам «как кошка», не расстается с пистолетом даже ночью. Пока Кайдановский находится в кадре, он держит зрителя в напряжении и заставляет следить за каждым выражением лица актера, взглядом больших серых глаз, слушать его голос. За свою творческую биографию в кино Кайдановский сыграл несколько ярких ролей. Поручик Лемке в «Свой среди чужих, чужой среди своих» у Никиты Михалкова, Сталкер в одноименном фильме Андрея Тарковского принесли актеру известность. Но неуживчивый характер, требовательность к себе и своей работе, делали Кайдановского не очень простым партнером на съемочной площадке. Про него говорили, что он конфликтен и неуправляем. На роль Филиппа Ломбарда он согласился исключительно по финансовым соображениям. Несколько лет подряд он мало снимался (одна картина в год). Но работа с Говорухиным, совместное творчество с другими замечательными актерами, увлекли его. Кайдановский предстал в новом качестве, образ Ломбарда получился очень характерным, запоминающимся. Многие критики отмечали, что режиссеру удалось привлечь к съемкам не просто хороших актеров, но создать из них гармоничный ансамбль. Писательскому стилю Агаты Кристи свойственны динамичный сюжет и сдержанность, даже сухость в изложении. Персонажи в фильме Говорухина – это живые люди, полнокровные характеры, в достоверность которых веришь с первого кадра. Дуэт Кайдановский (Ломбард) – Жарков (Блор) чрезвычайно удачен в творческом смысле.