«Десять негритят» пугали туристов в Крыму
![](/articles/45.jpg)
Был ли остров?
Несколько раз операторская камера Геннадия Энгстрема показывает нам остров, куда судья заманил «негритят», на общих планах. Большинство таких кадров снято на утесах, где высится замок «Ласточкино гнездо» и графский дворец в Алупке. Но этим не ограничилось. Художники по картине создали уменьшенный макет Негритянского острова и установили его в бассейне. Напуская дым, раздувая его при помощи струй воздуха от вентилятора, оператор создал кадры, где остров, словно плывет в грозовой дымке.
Есть ли у острова из романа Кристи реальный прототип? Оказывается есть. Писательница всю свою жизнь прожила в графстве Девоншир, там же она нашла «натуру» для своего детектива. Им стал островок Бург возле деревушки Бигбери. Во время прилива он становится недоступен. Чтобы попасть туда, жители используют трактор и деревянную платформу. Остров находится от материка на расстоянии всего 250 метров. Самая главная достопримечательность острова – гостиница в стиле ар-деко.
Едва не повесилась
Станислав Говорухин очень тщательно подошел к поиску типажей, отбору актеров. Для съемок в фильме он пригласил не только популярных, звездных актеров (Зельдин, Глузский, Абдулов, Жариков), но и тех, что на экранах появлялись не часто. Отсутствие актерского образования не помешало Татьяне Друбич воплотить в фильме образ гувернантки Веры Клейторн, повинной в смерти своего подопечного – десятилетнего Сирила. Сдержанная, замкнутая, что называется «себе на уме» девушка, демонстрирует явные признаки расстройства психики. Она видит во сне утонувшего мальчика, слышит в доме топот его ног, принимает успокаивающие пилюли перед сном. Некоторые из взглядов Веры-Друбич говорят о темной, преступной половине внутреннего «я» образа. По словам одного английского рецензента, «камера любит лицо Друбич, красивое лицо обиженного ребенка». Тот же критик заметил, что хотя актеры в фильме русские, но им удалось достоверно создать и показать английские характеры. Правда, режиссерский выбор по поводу Друбич, оценили не все критики. Кое-кто даже назвал ее работу в фильме провальной. На эту роль пробовалась также Вера Глаголева.
Во время съемок происходили пугающие случаи. Сцена, где Вера надевает на шею петлю, едва не стала последней в жизни актрисы. Она слишком туго затянула петлю и покачнувшись, едва не повесилась по-настоящему. Дочь Татьяны закричала в испуге и тем привлекла внимание членов съемочной группы. Актрису освободили. Доснимали сцену самоубийства уже без нее. Вместе с Говорухиным, Друбич снималась в то же время в «Ассе» у Сергея Соловьёва. Поэтому в кадре, где камера крупно берет ноги повесившейся Веры, мы видим конечности ассистентки. Другое ужасное совпадение произошло спустя много лет после выхода фильма на экран. Исполнитель роли врача Армстронга Николай Ромашин, отказался в кадре играть свою смерть. Актер был немного суеверен. В сцене убийства врача судья Уоргрейв (Владимир Зельдин) сбрасывает в пропасть чучело. Тело плавающего в воде мертвого Армстронга, которое находят Вера и Ломбард (Александр Кайдановский), принадлежит каскадеру. По воспоминаниям участника съемочной группы, штор был такой силы, что каскадер едва не разбился о камни, изображая труп. Годы спустя Анатолий Ромашин погиб на даче. Его придавило им же подпиленное дерево.
Звездный ансамбль
Несомненной удачей фильма стала работа Александра Кайдановского. Его герой – Филипп Ломбард – ироничный сильный мужчина, лазающий по скалам «как кошка», не расстается с пистолетом даже ночью. Пока Кайдановский находится в кадре, он держит зрителя в напряжении и заставляет следить за каждым выражением лица актера, взглядом больших серых глаз, слушать его голос. За свою творческую биографию в кино Кайдановский сыграл несколько ярких ролей. Поручик Лемке в «Свой среди чужих, чужой среди своих» у Никиты Михалкова, Сталкер в одноименном фильме Андрея Тарковского принесли актеру известность. Но неуживчивый характер, требовательность к себе и своей работе, делали Кайдановского не очень простым партнером на съемочной площадке. Про него говорили, что он конфликтен и неуправляем. На роль Филиппа Ломбарда он согласился исключительно по финансовым соображениям. Несколько лет подряд он мало снимался (одна картина в год). Но работа с Говорухиным, совместное творчество с другими замечательными актерами, увлекли его. Кайдановский предстал в новом качестве, образ Ломбарда получился очень характерным, запоминающимся. Многие критики отмечали, что режиссеру удалось привлечь к съемкам не просто хороших актеров, но создать из них гармоничный ансамбль. Писательскому стилю Агаты Кристи свойственны динамичный сюжет и сдержанность, даже сухость в изложении. Персонажи в фильме Говорухина – это живые люди, полнокровные характеры, в достоверность которых веришь с первого кадра. Дуэт Кайдановский (Ломбард) – Жарков (Блор) чрезвычайно удачен в творческом смысле.