Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Об Ассе-2 и пустоте вокруг

Главная героиня, Алика — как и в первой «Ассе» в исполнении Татьяны Друбич — попала в эту тюрьму за убийство своего любовника. А выбирается она оттуда усилиями режиссёра Петра Горевого. Алику он видит главной героиней своего фильма — той самой Анной Карениной. Понятное дело, что никто толком-то и не в курсе, что она была за женщина. Толстосумы, финансирующие съёмки, имеют только общие понятия о романе вообще — была женщина, влюбилась, да и сиганула под поезд. По таким виражам несётся «2-Асса-2». Зрителя постоянно отбрасывает то к одному борту, то к другому: мы видим палаццо в Италии, где дочка Крымова с другими новыми русскими «отдыхает»; видим альтиста Белого в исполнении Юрия Башмета, и противовесом ему выступает Сергей Шнуров в роли самого себя. Хотя, конечно, самым поразительным контрастом в картине обладает сама Алика на фоне унылых грязных серых стен тюрьмы. Татьяна Друбич, ликом своим несущая свет через все картины Соловьёва, сияет чистым светом и здесь, но тоже словно бы угасает. Кажется, что сны мальчика Бананана из первой части воплотились во втором фильме полностью — все действия сумбурны, намешано всё так, словно бралось первое попавшееся под руку и кидалось в общий котёл. Героев преследуют реминисценции, и, похоже, самого творца — во всём виноваты его мечты, они не хотят его покидать, они душат его героев, связывают по рукам. Улыбка не сходит с их лиц, но она уже не искренняя: они понимают, что всё обречено на провал.

В тех картинах, что были раньше, герои всегда имели шанс вырваться из реальности. Кто-то скрывался в поэзии, кто-то погружался в красоту ночного неба, кому-то только и нужно было, что любить. Но «2-Асса-2» стала реальной до жути. Тут не сбежать от безнадёжной серости. Персонажам не остаётся ничего, кроме как метаться из стороны в сторону, как мышам в лабиринте, пытаясь найти точку, где можно получить новый глоток воздуха и сил, чтобы продолжить свой бег к новой такой же точке, а если повезёт — выходу. Единственная помощь от невидимого повествователя в этом фильме — это надпись «Далее» рядом с указателем. И хоть элемент прошлой «Ассы» в виде титров и пояснений присутствует и во второй части, от его напускной весёлости веет скорее тленом, печалью. Отсутствием иных выходов. Спасает от ощущения безнадёжности только то, что самому Соловьёву неуютно в таких условиях, и он стремиться в них внести что-то родное, тёплое, что поддерживало бы всех. Успокаивает в фильме звук, что-то в нём есть неуловимое, но от чего становится легче дышать. Есть знакомые, родные, любимые лица: это, конечно же, милая Татьяна Друбич. А вместе с ней — Анна Друбич-Соловьёва, её дочь и в жизни, и в кино.

Но заметить не сложно, что за всей этой катавасией речь идёт о другой картине Соловьёва — вторая «Асса» повествует о том, какими муками рождалась «Анна Каренина». Тут уже Татьяна поверх образа Алики надевает на себя образ Анны в изящной чёрной шляпке, неспешно передвигается по перрону Обираловки. Вот-вот всё кончится, и вторая часть «Ассы» продолжится уже фильмом о женщине, из-за любви способной на многое. «2-Асса-2» похожа на катапульту: сначала мы погрузились на самое дно нашей реальности, и всё для того, чтобы финал вознёс нас снова к классике. И хотя Соловьёв растерял уже всю веру в то, что людей, озабоченных историей Карениной остаётся всё меньше, он предлагает своим зрителям совершить этот самый прыжок: из ямы на самую вершину нашей прекрасной культуры.