Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Сокуровскому «Фаусту» отдали главную «Нику»

Второго апреля в Московском государственном академическом театре оперетты Российская академия кинематографических искусств уже в двадцать шестой раз провела вручение премии «Ника». В этом году особенно отличилась картина Андрея Прошкина «Орда». Эта историческая драма получила награды в целых семи номинациях. Также особо примечателен фильм Александра Сокурова «Фауст»: эта картина была признана лучшей из представленных, кроме того завоевав награды в трёх других важнейших номинациях — «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая мужская роль» и «Лучшая сценарная работа». Сам по себе фильм обладает весьма любопытной историей.

Весь мир увидел «Фауста» впервые во время Венецианского кинофестиваля, проходившего в 68-ой раз. Там картина была награждена «Золотым львом» — главной наградой фестиваля. Награждение проходило полтора года назад, в сентябре ‘11 года, но это не означает, что Российская киноакадемия медлила с награждением «Фауста» — на территории России фильм вышел в широкий прокат почти через полгода. Сам режиссёр, Александр Сокуров, выражал большие сомнения после Венецианского кинофестиваля относительно популярности фильма у российских зрителей. Свою неуверенность Александр подкреплял тем, что аудитория фильмом почти не интересуется, а у него нет возможности фильм прорекламировать.

Тем не менее, «Фауст» вырвался на российские экраны. Эта картина весьма объёмна и сложна, и вполне возможно, что не каждому зрителю будет дано её понять — от начала до конца она всегда будет ясна только своему творцу. К тому же, Сокуров снял картинку на языке оригинала — а значит, герои говорят на немецком. Создателями «Фауста» было принято решение картину не переозвучивать для русского проката — Андрей Сигле, продюссировавший картину, сказал, что дубляж разрушит целостность картины. Потому в прокате можно было увидеть два картины: первая — с субтитрами, вторая — с закадровым текстом в исполнении самого режиссёра. Но зрители интереса к фильму не проявили, потому в 2012 году «Фауста» назвали самым невыгодным фильмом российского кинопроката.

Но после награждения Сокуров говорил, что проблема проката «Фауста» на родине его волнует намного меньше, нежели положение, в котором оказался «Ленфильм». Незадолго до Венецианского кинофестиваля Сокуров вместе со своим коллегой режиссёром Алексеем Германом отправили письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой уберечь «Ленфильм» от приватизации.

Правда, спустя какое-то время оба режиссёра заняли абсолютно противоположные позиции. Сигле вместе с Сокуровым разработали свою идею дальнейшего становления киностудии. А Герман со своей супругой, Светланой Кармалита, ухватились за предложенную директорами студии версию будущего «Ленфильма».

В этом году название премии «За выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа» было дополнено именем Александра Германа — как дань памяти ему после кончины. Также первой завесу 26-ой церемонии приоткрыла сцена из экранизации одного из самых известных произведений братьев Стругацих «Трудно быть богом» — последняя работа Германа, которую создатель, к сожалению, не успел завершить и выпустить на экраны до своей смерти.

Рассматривая это возросшее внимание к имени Германа параллельно с вручением главнейшей из наград Сокурову, «Ника» превращается в явление политическое и примиряющее: иными словами, неважно, кто и чего хочет, искусство кино соединяет, будем все друзьями. Или извинение от имени невнимательных кинозрителей: просим прощения за них, что они не пошли картину вашу смотреть, но мы его очень ценим и потому отметим наградой. Любопытно, что награду за лучший сценарий получил Юрий Арабов — и получил за «Фауста», хотя он же был сценаристом «Орды».

О Татьяне Друбич

Сложно найти в постсоветском пространстве человека, который не слышал о Татьяне Друбич. Таня - одна из тех, кого можно смело назвать “роковой женщиной”. В нашем кинематографе таких женщин найти очень трудно...