Татьяна Друбич о современной России
— Татьяна, а расскажите и о третьем счастье — о людях.
— Я уверена, что все сталкивались с такими людьми — с ними стоишь рядом, и чувствуешь себя счастливым. Обычное беспричинное счастье. От них буквально веет благодатью. Зачастую это люди, открывшие в себе гения. И всё хочется узнать, как они это делают — одаривают рядом стоящих счастьем, но они и сами не знают, или не могут объяснить.
Так, я была как-то у Юрия Башмета. Там, в его кабинете, небольшом, в общем-то, висит таблица со всеми его титулами, тесно — жуть, везде что-то лежит, бардак, одним словом. И во главе стола сидит Юрий. И от него аурой расползается тихое счастье, только в дверь войдёшь — и в его волны сразу погружаешься. Интересный он человек — играет классику, а живёт, как настоящий рокер. И это правильно, он самый настоящий, живёт не в соответствии с образом, а так, как ему хорошо.
Ещё случай был на съёмках «Анны Карениной». На площадке идёт съёмка той жуткой и напряжённой сцены, где Анна после родов находится почти при смерти. Молю истерически Алексея Каренина подать руку Вронскому. Он подаёт, а в пальцах зажат белый платочек — забыл запрятать куда-нибудь. И так и протягивает, вместе с этим платком. Когда съёмки сцены заканчиваются, все счастливые уходят по своим углам отдыхать — все понимают, что сняли сцену на отлично — а я иду к Янковскому и хвалю его за этот платочек. Гениальная ведь идея! Белый платочек, белый флаг, от Вронского к Каренину — какой символизм! А Олег Иванович смотрит на меня с непониманием и говорит, что за меня волнуется. Говорит, не выдумывай. Чистой воды случайность, никаких гениальностей.
И стоит сказать о Соловьёве. Я с ним почти всю жизнь рядом, почти во всех фильмах была. И самое приятное во время съёмок — это наблюдать за тем, как он творит своё кино. Особенно когда входит в раж, втягивается в свою картину. Я недавно наткнулась на передачу про Сергея Иванова, кинохудожника. Соловьёв с ним много работал. И в каждой их совместной картине, в каждом крошечном кадре вижу ту самую, Соловьёвскую, благодать. Как у них это получается?
— А есть ли по-вашему связь между счастьем и здоровьем?
— Безусловно, есть. Я видела «Любовь» Михаэля Ханеке, он поверг меня в восхищение, но не все люди могу справиться с таким зрелищем. Для них даже мысль о старости нестерпима. И болезней они боятся как огня. Не хотят о них ничего знать, избегают. Хотя казалось бы, что такого. О того, что ты о них узнаешь, хуже тебе не будет, только следи за собой. Не ешь больше, чем можешь, например. Закаливайся. Всего-то! Или не делай ничего и бойся. Или не бойся… Делай, что хочешь, и восхищайся тем, что не делаешь ничего из перечисленного.
Среди моих друзей есть человек, который твёрдо решил стать последователем здорового образа жизни. Над кроватью повесил себе плакат с девизом «С завтрашнего дня — голодаю!». И теперь каждый раз рассказывает, как счастлив, просыпаясь, видеть это самое завтра. Такой вот заряд счастья с утра. И при этом он абсолютно здоров.
— А как, по вашему, обстоят дела с счастьем в нашей стране?
— После выхода закона о запрете усыновления детьми гражданами Америки, я разочаровалась в стране. Россия сейчас мертва. Возможно, когда-нибудь что-то в ней изменится, но я этих перемен не жду. И советую тем, кто может отсюда выбраться — выбирайтесь, не живите тут. Может, тогда страна и проснётся, когда поймёт, что распадается на кусочки.
Но всё же у России есть какое-то превосходство. Тут, когда половину года всё вокруг в снегу, да и кроме холода много всевозможных препятствий не только к счастью, но и к жизни, приходится сражаться за самого себя. Нужно искать что-то весомое, чтобы стать счастливым. Если это что-то находится — можете гордо звать себя Счастливым Человеком. Так или иначе, бороться приходиться. В этой стране все вынуждены искать своё счастье, хотя бы минутное. Прожить свой век и не разу не испытать настоящего счастья — непозволительная роскошь для человека.