«Возвращение Супермена»: миру нужен Супермен?
«Он улетел, но обещал вернуться» — нет, речь идет не о Карлсоне, а о другом летучем герое — в красном плаще и большой буквой «S» на груди. Конечно же, это Супермен — самый главный супергерой всех времен и народов. Первые фильмы о нем появились еще на заре эры киноблокбастеров, а потому сегодня, когда благодаря компьютерной графике и запредельным бюджетам у режиссеров появились неограниченные возможности для воплощения своих фантазий, первые части «Супермена» (Superman) выглядят так же нелепо, как и его злополучные красные трусы, которые он почему-то всегда носит поверх штанов. Последний сиквел вышел на экраны почти 20 лет назад и был встречен, мягко говоря, без восторга. Новое поколение детворы уже и не знает о его существовании, отдавая предпочтение Человеку-Пауку и Людям Икс.
И вот он вернулся. Видимо, пришло время восстановить справедливость и напомнить, кто из комиксных супергероев — главный.
Пять лет Супермен бороздил просторы вселенной — хотел узнать, что же осталось от его родной планеты Криптон. Оказалось, что кроме развалин и могил там ничего нет. Вернулся на Землю, а там без него такой бардак творится! Преступники совсем от рук отбились — неисправимый злодей Лекс Лютор сбежал из тюрьмы, побрился налысо и похитил из секретного суперменского убежища энергетические кристаллы. Теперь с их помощью он собирается затопить половину земного шара, а оставшихся в живых людей заселять за деньги на специально оборудованном острове. Естественно, такой вид предпринимательства Суперменом не приветствуется, а по сему наш герой тут же взял на себя ответственность предотвратить воплощение в жизнь коварных планов Лютора.
Увы, приходится с большим сожалением констатировать тот факт, что возвращение не удалось. Фильм провалился в прокате с грохотом и треском, как мощный шатл в одной из главных экшн-сцен. Вместо самого ожидаемого блокбастера летнего сезона мы получили одно из самых больших разочарований этого года. Режиссер Брайан Сингер (Bryan Singer) не привнес в историю Супермена ничего нового — с таким же успехом мы могли бы заново пересмотреть все предыдущие части франшизы и вернуться в те времена, когда зрителей не смущала банальность сюжета и весь этот навязчивый супергеройский пафос. Ностальгия по прошлому — это, конечно, хорошо, но не до такой степени, чтобы впадать в нее на два с лишним часа экранного времени.
Ни о какой глубине здесь и речи быть не может. Если персонаж положителен, то он положителен на все сто. Если нам показывают злодея — то перед нами злобное и мерзкое существо до мозга костей. Такое впечатление, что актер Кевин Спейси (Kevin Spacey), готовясь к роли полысевшего Лекса Лютора, закрыл глаза на то, что порядком набивший оскомину типаж «зловещего гения, желающего зачем-то захватить весь мир» был мастерски высмеян (во всех смыслах этого слова) Майклом Майерсом (Michael Meyers) в трилогии об Остине Пауэрсе (вспомните великолепного доктора Зло) и прочих остроумных кинопародиях.
Еще одна большая проблема картины — затянутость. От обилия слезливой романтики и пафосных моментов начинает сводить зубы уже на где-то исходе первого часа. И чем дальше — тем их больше. Твердая рука надменного и безжалостного монтажера тут бы не помешала. Из картины можно с успехом вырезать как минимум сорок минут, что послужит ей лишь на пользу.
Эти и другие недостатки картины можно было бы простить хотя бы из-за сногсшибательных спецэффектов, которые предполагал неслабый бюджет в 200 миллионов долларов. Но и здесь не все ладно. Спецэффекты вроде бы присутствуют, но говорить об их искрометности как-то не приходится. На ум приходит «Дневной дозор», снятый за гораздо меньшие деньги, но не уступающий и даже превосходящий «Супермена» по уровню спецэффектов. Вот она — гордость за отечественного производителя!
Всему этому недоразумению под названием «Возвращение Супермена» есть только одно объяснение. Брайан Сингер, за спиной которого ни много ни мало — две первые части «Людей Икс» (X-Men), снимал картину, ориентируясь исключительно на детскую аудиторию. Только юного зрителя не смутит такая глупость как, например, то, что никто не может опознать Супермена в репортере Кларке Кенте, не смотря на то, что единственный предмет его маскировки — очки и деловой костюм. Видимо, режиссер решил провести четкое разграничение между «детским» Суперменом и «взрослыми» Людьми-Икс, в истории которых можно найти и социальный подтекст, и даже глубинную философию. Что ж, это воля автора. Однако, только из-за этой самой воли в скором времени можно ожидать заголовки критических статей по типу того, что звучал в картине — «Нужен ли нам такой Супермен?»