Духи огня 2014
В течение недели в Ханты-Мансийске наблюдалось необычное оживление, и жизнь города была крайне насыщена выдающимся событием, каковым является XII Международный фестиваль дебютных кинематографических работ «Дух огня». Фестивальная платформа была представлена выставкой индивидуальных фоторабот «Жизнь со скоростью 1/100 секунды» Сергея Соловьёва, поражающих своей реалистичностью. Вот на вас смотрит Олег Янковский, облаченный в мундир, и черно-белая фотография Татьяны Друбич — прекрасный снимок, а вот — печальная ностальгия в глазах Евгения Гришковца. Выразительно эмоционально смотрелся спектакль «Чайка» — соловьёвские студенты сыграли неподражаемо. Продолжился фестиваль концертной программой «Посвящение Мастеру», презентом от автора — знакомство с книгой «Балабанов» и открытием монументального памятника, посвященного Александру Абдулову.
Девизом проходящего фестиваля стала тема «Человек и нефть», поэтому не удивительно, что процедура открытия началась с документальной киноленты «Последствия. Мир без нефти», созданной Кристофером Роули, а закрытию посвящена «Нефть» — автор Пол Томас Андерсон. Обсуждение тематики кино и нефтяных промыслов успешно прошло за круглым столом Музея геологии, нефти и газа.
Конкурсная программа международного уровня предложена почетным президентом Международной федерации кино-прессы (ФИПРЕССИ) Андреем Плаховым.
При отборе фильмов руководствуются довольно простыми принципами, стараясь передать всю широту панорамы и представить современный кинопроцесс в аспекте культурного многообразия. Ранний возраст и различный бюджет участников дебютантов не влияет на их попытки раздвинуть границы привычных горизонтов кинематографа, подтверждением чему являются представленные картины.
Несмотря на то, что на фестивале «Дух огня» иностранные и российские кинохроники оцениваются двумя различными конкурсными программами, имеющими свой состав жюри и свой призовой фонд, две российские киноленты прочно закрепились в международном разделе. Речь идет об историко-философском очерке «Ленинград» (Россия, США), созданном Игорем Вишневецким, где практически идеально выдержана черно-белая гамма. Это хронологическое эссе отмечено дипломом, выданным Гильдией киноведов и кинокритиков России — «За талантливое соединение документальной хроники с игровым кино». Вторая кинематографическая работа «Хамелеон» является совместным детищем Руфата Гасанова и Эльвина Адыгозела (Россия, Франция, Азербайджан) и повествует о жизни главного героя Нижата в азербайджанской глубинке, который, похоронив отца и пытаясь продать наследный дом, столкнулся с проблемами этического характера. В фильме ненавязчиво, но назидательно проскользнул русский лейтмотив, навеянный колыбельной песней из мультфильма «Умка».
Отголоски русских идей затрагивают многие конкурсные работы, например, «Зимняя сказка пролетариата», созданная студентом Немецкой академии кино и телевидения Юлианом Радльмайером, представляет трех молодых грузинов уборщиков, рассказывающих друг другу побасенки, действие одной из которых развернулось в СССР.
В число самых мощных конкурсных работ отнесли биографическую драму «Параджанов» авторы Серж Аведикян и Елена Фетисова (совместное производство: Украина, Франция, Армения, Грузия). Картине вручен приз Гильдии киноведов и кинокритиков России и второй по важности приз «Серебряная тайга».
Среди картин, посвященных эпохе коммунизма, жюри отметило наградой «Бронзовая тайга» трагикомедию «Семейная история» китайского режиссера рок-идола Цуй Дзяня. История одного брачного союза со всеми сумасшедшими перипетиями оказалась достойной третьей по важности награды. Приз «Золотая тайга» был вручен Андрею Грушницкому, его черно-белая драма «Что и требовалось доказать» о работах талантливого математика, рискнувшего продвинуть свои статьи за Тихий океан, необычайно умна и очень точно передает атмосферу 1984 года и все сложности, связанные с запрещенными публикациями.