Кинематографическая Анна Каренина от Гарбо до Друбич
Завтра на экранах нашего кинотеатра будет выпущена лента «Анна Каренина» — новая экранизация знаменитого романа Льва Николаевича Толстого. В этот раз фильм снят англичанами, а главные роли в нём исполнят Кира Найтли, Джуд Лоу и Аарон Тейлор-Джонсон. До начала показов остаются ещё целые сутки, а пока мы предлагаем вам перебрать в памяти пять самых успешных экранизаций за последние сто лет.
Новая «Анна Каренина» — плод творческого руководства Джо Райта, английского кинорежиссёра. Прежде он успел прославиться экранизациями романов Джейн Остин и Юэна МакЮэна. Помощником в сценарии стал Том Стоппард, а главными героями любовной трагедии стали Кира Найтли, Джуд Лоу и Аарон Тейлор-Джонсон. Насколько Джо Райт справился со своей задачей мы узнаем в кино, а сейчас же обратимся к истории съёмок романа.
Всего в кино Анна Каренина жила и умирала более двадцати раз — каждое десятилетие на неё находился один, а то и два режиссёра. Безусловно, есть фильмы, которые большинство полюбило, а есть те, которые большинство не возлюбило. Нет ни одной идеальной экранизации — кому-то не нравились костюмы, кому-то сами актёры, кого-то раздражал оператор. Да и вообще, чем известнее произведение — тем придирчивее зритель. У каждого в голове своя картина, всем, как известно, не угодишь, но есть пять, пожалуй, лучших экранизаций. В Голливуде они связаны с именами Вивьен Ли и Греты Гарбо, в России пьедестал прежде занимала только Татьяна Самолова, но сейчас её немного потеснила Татьяна Друбич, а пятым ликом героини стало лицо Софи Марсо. И теперь мы более детально рассмотрим каждую из актрис.
США, 1935 год — Грета Гарбо
На самом деле Грета Гарбо облачалась в роль Анны Карениной дважды: впервые она ей стала в двадцать седьмом году по просьбе Джона Гилберта, а спустя восемь лет об этом ей попросил Кларенс Браун.
Первый фильм, названный «Любовь», отличился тем, что на афишах значилось: «Greta Garbo and John Gilbert in LOVE». В английском языке это могло быть понято и как название фильма, или то, что актёры влюблены. Это интриговало зрителей, и потому по тем временам на фильм шли толпы. В самом фильме, кстати говоря, немом, от истории Льва Толстого практически остались только имена: нет ни напряжённости на линии Каренин — Каренина — Вронский, ни главного противника счастливой жизни Карениной — поезда. И вместо той самой переломной встречи у вагона мы видим заснеженный тракт где-то в окрестностях Санкт-Петербурга, и Грету-Анну в тонком пальто — всё эти веяния современной моды. А где нет поезда, нет и традиционного финала: вместо гибели Анны мы видим, как умирает её муж. И тогда освобождённая Анна получает свободу любить Вронского. Возлюбленные целуются и фильм заканчивается.
Почему стоит посмотреть: Не всегда доводиться видеть настоящую любовь на съёмочной площадке. Сияющие лица Гилберта и Гарбо, его улыбка, от которой таяли тысячи женщин, её взгляд, за который отдали бы жизни тысячи мужчин.
Любопытно: Специально для Европы был выпущен фильм с оригинальной концовкой.
В 1935 году Грета Гарбо снова стала Анной Карениной. Эта версия отличилась от предыдущей звуком и сильнейшим сходством с сюжетом книги. Пожалуй, среди зарубежных эта экранизация самая верная. Помимо того, видна работа костюмера: все наряды соответствуют нарядам девятнадцатого века. На Венцианском фестивале кино картине вручили приз как лучшей зарубежной картине. Хоть и отношения между Гретой Гарбо и Фредериком Марча явно не дотягивают до тех, что были между ней и Джоном Гилбертом, трагичность образа актрисы восполняет их с лихвой.
Почему стоит посмотреть: Грета Гарбо получила от Гильдии кинокритиков Нью-Йорка премию «Главная женская роль», а это немаловажно. Играет она чертовски хорошо.
Любопытно: Консультировал создателей никто иной как Андрей Толстой.
Великобритания, 1948 год — Вивьен Ли
Режиссёром этой версии был Жюльен Дювивье. Не смотря на то, что критики достаточно холодно отнеслись к его работе, зрители оценили её по достоинству. Если Грета Гарбо показалась вам слишком горделивой и сухой, то Вивьен Ли, напротив, создала образ нежный и проникновенный. Её Анне хочется сочувствовать сильно и искренне. Вивьен Ли создала образ искренней и заботливой матери, считающей брак святым. Её жизнь светла и радостна. И абсолютно не ясно, чем заслужил любовь такой благонравной женщины Вронский, которого играет Кирон Мур. Его герой лишен воли, он отталкивает вопреки образу Анны, которая притягивает к себе взгляды зрителей подобно магниту. И если зритель не знаком с оригиналом, то Анне не миновать его сурового суда.
Почему стоит посмотреть: Обворожительная и милая Вивьен Ли в прекрасных нарядах в духе английского кино.
Любопытно: Анна встречает пожилого мужчину с внушительной тростью, который на деле — вестник Смерти.