Кинематографическая Анна Каренина от Гарбо до Друбич
Советский союз, 1967 год — Татьяна Самойлова
Для жителя Советского союза и России нет более родной для сердца Анны Карениной, чем Татьяна Самойлова. И хоть перед Александром Зархи ставили писанных красавиц нашего кино — и Людмилу Чурсину, и Татьяну Доронину, и даже Эллину Быстрицкую — режиссёр настаивал на Самойловой. Его в ней привлекало лицо: в нём читалась некая тайна, она была не похожа других актрис. Именно такой, по его мнению, была книжная Каренина. С ним во мнении сошлись и иностранные режиссёры: её заманивали сниматься с Жераром Филипом, но наше руководство всячески тому препятствовало. И потому звезда картины «Летят журавли», так полюбившаяся всем после Каннского фестиваля, осталась в Советском союзе. В исполнении Татьяны Самойловой героиня похожа на обыкновенную женщину, которую можно встретить хоть на улице, но от того она не теряет своей красоты. И хоть между ней и Василием Лановым в образе Вронского ещё чувствуется остаточное напряжение — когда-то они были женаты, но развелись, — они создали чудеснейшую пару Советского кино. После выхода этого фильма на экраны нашей страны молодые девушки долго вздыхали о бесподобном Вронском, юноши — пленились взглядом Карениной. Перед началом Каннского кинофестиваля эта картина была заявлена среди участников, но из-за того, что по декларации жюри фестиваль был завершён на пять дней раньше, картина не увидела свет.
Почему стоит посмотреть: Этот фильм — классика Советского кино.
Любопытно: Композитором стал Родион Щедрин, а княгиню Бетси исполняет Майа Плесецкая, которая спустя семь лет сама исполнила роль Анны Карениной в специальной балетной постановке для телевидения.
США, 1997 — Софи Марсо
Бернард Роуз явно не собирался делать экранизацию точной по отношению к оригиналу, но сделал её крайне масштабной: не поскупился средств и отснял всё в России, в Зимнем дворце Екатерины II Великой — первом здании Эрмитажа, знаменитого Музея искусств, в Мариинском дворце, крепости Петра и Павла, Кремле и среди других архитектурных памятников и древностей.
Софи Даниэль Сильвия Марсо, киноактриса, режиссёр и певица из Франции, создала свой собственный образ Анны Карениной — крайне печальный и израненный. Особое истолкование требуется и тому факту, что Анна предстаёт перед нами наркоманкой, потребляя опиум постоянно и не ограничивая себя в его количестве. Всё это сопровождается тяжёлыми думами о Вронском (которого, к слову говоря, сыграл Шон Бин) и притворно-фальшивом высшем обществе.
Кроме любовных проблем, Бернард Роуз придаёт немалое значение и побочной линии Левина, который и становится главным повествующим лицом, не исключая и сцены покоса. Неожиданным кажется присутствие и Альфреда Молина в образе Льва Николаевича Толстого, разглагольствующего за кадром на философские темы.
Почему стоит посмотреть: Костюмирование и интерьеры на высоте (разумеется, это ведь Россия!) и обилие классической музыки.
Любопытно: Внезапно прерванная беременность Анны Карениной
Россия, 2008 — Татьяна Друбич
Режиссёр Сергей Соловьёв растянул съёмочный процесс на целых 15 лет! Не смог он вовремя завершить подготовительный этап — сначала ему помешал дефолт в 90е, потом начались заковырки с продюсерским составом. Вот и вышла у него «Анна Каренина» своеобразная — кинофильм продолжительностью в два часа и, как дополнение, пятичасовой минисериальчик для телевизионной трансляции.
Основные любовные проблемы закручиваются вокруг двух персон: Алексея и Анны, четы Карениных. Алексей вышел запутанным и прелюбопытнейшим персонажем, а как иначе, его ведь сыграл сам Олег Янковский. А вот Ярославу Бойко достался куда более апатично-тоскливый образ Вронского. Татьяна Друбич же примерила на себя стиль декадентско-упаднический и стала вполне себе «классической» Анной Карениной, хотя по книге Льва Николаевича Анна должна быть чуть моложе, чем современная Друбич.
Почему стоит посмотреть: Снято было в музее-усадьбе Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна», прекрасная работа Олега Янковского и Александра Абдулова в ролях Алексея Каренина и Стивы соответственно.
Любопытно: Смерть Анны Карениной потрясает своей натуралистичностью, литры крови и оторванные конечности не оставят равнодушным никого, а вот роль морфина (наркотика) для драматического финала явно преувеличена.