«Ника» с нами уже четверть века!
Триумфаторами 26-й церемонии стали «Фауст» Сокурова Александра и «Орда» Прошкина Андрея.
«Ника», отметив 25-тилетие, стала немного похожей на «Оскар».
Кинематографисты России, часто жалуются: по какой причине всё не так у нас, как на «Оскаре»? Из-за чего на вручении премий мы присутствуем с невесёлыми лицами, постоянно поглядываем на часы и не умеем совершенно радоваться за коллег?
По численности 26-я «Ника», которая проходила в театре «Московская оперетта» во вторник, обстановку, вероятно и не разрушила, но подточила. За временем, конечно, наблюдали, так как было долго, из-за большого количества музыкальных номеров, и невыносимо жарко, но скуки не замечалось. Наоборот, зал довольно часто сотрясал громкий хохот, а самое главное: сформировалось чувство, что люди, имеющие талант, способны полюбить иных талантливых личностей и за них радоваться либо огорчаться.
Тон задала Друбич Татьяна, которой дали «Нику» за лучшее исполнение роли второстепенного плана (в картине Литвиновой Ренаты «Последняя сказка Риты»).
— За премии необходимо благодарить, — принимая статуэтку, сказала Татьяна, — И я признательна, но существует одно «но» — знаменитая роль Лапшиной Оли в превосходной картине «Жить» Сигарева Васи.
В этой номинации Лапшина была одной из конкуренток Друбич, и у неё поистине грандиозная драматическая роль — матери воображающей двух живых девочек, которые погибли. По справедливости (если есть такая категория в искусстве, как справедливость), награду нужно было присваивать ей.
Хотя бы треть среди 621-го члена академии кино «Ника» вряд ли видела картину «Жить», а как бы редко ни снималась Друбич, она остается любимой актрисой. И за неё голосовали, что именуется, сердцем. Но то, как Татьяна говорила со сцены о Лапшиной, было превосходно и с просветительской, и с человеческой точки зрения: имя Лапшиной Ольги и наименование «Жить» кинематографисты наверняка теперь запомнят.
В целях справедливости нужно отметить, что в таком формате первой выступила Михалкова Анна на «Золотом орле»: получив за свою роль в картине «Любовь с акцентом» премию, она сообщила, что, без сомнения, «Золотого орла» нужно было отдать ее конкуренткам: «богине Литвиновой Ренате или гениальной Хайрулиной Розе».
Женщины начали, мужчины продолжили. Суханов Максим («Орда»), поднявшись за «Никой» на сцену вместе с Адасинским Антоном («Фауст») — голоса академиков распределились поровну, — в первую очередь начал говорить о том, как его потрясла работа Адасинского, и как он бы был расстроен, если бы в фильме Сокурова Александра исполнитель роли Мефистофеля не удостоился награды.
Сам Сокуров, который получил две основные «Ники» — за режиссерство и картину (он разделил вторую с Андреем Сигле - продюсером «Фауста»), — сказал, что он рад награде Муратовой Кире (победило ее «Вечное возвращение» в номинации «Фильмы Балтии и стран СНГ») и что «лучшей из нас» считает Муратову.
И как прекрасно, что Аркус Любови вручили «Нику» за документальную картину «Антон тут рядом». Сама Любовь, когда вскрыли конверт в финале и объявили Сокурова, подскочила, завопила от радости, замахала руками.
На «Нике» в тот вечер многое было верно и мило. Справедливо, что награда за вклад в кинематограф России будет теперь всегда носить имя Германа Алексея и что его вручили тандему: Абдрашитов Вадим и Миндадзе Александр.
Что в номинации «Честь и достоинство» «Ника» присуждена Чуриковой Инне и Панфилову Глебу.
— Список личностей, которые достойны данной премии, явно приближается к концу, — со сцены заявил один из «вручантов», Ширвиндт Александр. — В самый раз формировать новую награду «За потерю достоинства и чести» трёх степеней: временная, случайная и окончательная потери достоинства и чести.
Справедливо, что за достижения в телевидении особый приз — «Нику»— вручили Урсуляку Сергею и всей группе актеров сериала «Жизнь и судьба».
Справедливо, что «Нику» за лучшую второстепенную роль («Искупление») присудили посмертно Панину Андрею.
— Я не буду даже открывать конверт, я знаю, что в нём — Панин, — огласил Гармаш Сергей, который вручал «Нику» в данной номинации. Приз вручили режиссеру фильма Прошкину Александру, который подобрал поразительно верные слова:
— Это большой актер, безусловно сформировавший своё время, которое его и убило.
Панин выдвигался на роль в картине старшего Прошкина, но в «Орде» младшего Прошкина у него была также «второстепенная» роль — татарского хана, которую он сыграл так блестяще, что даже грим, который чертам актера придал монголоидный вид, сначала абсолютно не замечаешь.
Верно, что открытием года объявлен был талантливый молодой режиссер Андрианов Алексей («Шпион»).
Из неприятного: как и на «Золотом орле», без премий остались Сигарева «Жить», Сегала «Рассказы», Смирновой «Кококо». Слава богу, что на «Нике» в отличие от «Орла» они хотя бы были в различных номинациях.
Из курьезов: с Арабовым, который написал сценарий к «Орде» Прошкина Андрея за «Нику» сражался автор сценария к «Фаусту». В номинации Сегал Михаил был третьим со своими «Рассказами». Победу одержал автор сценария к «Фаусту». Он произнёс наиболее жёсткую из всех речей, прозвучавших в тот вечер.
Она касалась экономической ситуации в России, которая построена на нефтяных деньгах, и в сфере кино. По суждениям Арабова, если будет так продолжаться, то «операторы будут скоро призы получать за «восьмерки» в ситкомах, драматурги станут в очередь, чтобы сценарий писать по темам «Граф Орлов». Номер из данного мюзикла на «Нике» показали, так что зал смог самостоятельно оценить степень угрозы.
А по численности крылатых статуэток рекордсменом стала «Орда». Она получила семь «Ник»: за лучшую музыку (Айги Алексей); за лучшую женскую (Хайрулина Роза) и мужскую (Суханов Максим) роль; за лучшую работу оператора (Райский Юрий), звукорежиссера (Беловолов Максим), художника (Февралев Сергей) и художника по костюмам (Иванова Наталья).
«Белый тигр» Карена Шахназарова, который стал триумфатором «Золотого орла», был в некоторых номинациях, но статуэток не заработал.
Открытие и закрытие церемонии проводил Андрей Кончаловский. Он был избран абсолютным большинством президентом академии кино. Баталов Алексей, его предшественник, на этом посту пробыл максимальное количество сроков из предусмотренных уставом.
И наконец, прозвучавшая на церемонии наиболее забавная шутка:
— У любого из нас должна быть собственная крылатая женщина, — говорил Игорь Верник, который вручал «Нику» за лучшее исполнение женской роли.
— К примеру, Элтон Джон, — подхватил Юлий Гусман.