Результаты Кинотавра в 2014 году: кто на коне?
«Кинотавр-2014» завершился торжественной церемонией в Сочи.
По традиции, перед тем, как началась церемония закрытия, сначала была Звёздная дорожка, на которой посетители «Кинотавра» показались в своих ослепительных одеждах специально перед прицелами фотокамер. А следом сразу же раскрылась главная интрига «Кинотавра» — был назван обладатель первого приза фестиваля в этом году, и достался он фильму «Испытание» Александра Котта, повествующему о том, как во время испытаний оружия на полигоне развивается любовь.
Но рассмотрим события по мере их развития. Сначала вручили приз победителю в категории «Короткий метр» и получила его картина «Нечаянно» режиссёра Жоры Крыжовникова. Члены жюри, ведущие этот конкурс, поделились с гостями и слушателями мыслями о том, что с каждым годом всё сложнее судить участников этого конкурса. Растёт их профессионализм, короткометражки выделяются в свою закрытую группу, где художественная ценность начинает всё более преобладать, практически дорастая по значимости до полнометражных фильмов. «Нечаянно» Крыжовникова — яркий пример подобных работ.
Следующим на сцену вышел Андрей Михайлович Шемякин, президент Гильдии кинокритиков и киноведов. Он вручил приз-диплом Гильдии со словами «За бескомпромиссность художественного высказывания» картине «Дурак» режиссёра Юрия Быкова. Кроме этой картины Гильдия отметила немую работу Александра Котта «Испытание» — уподобляясь картине, Андрей Шемякин вручил награду без сопроводительных слов — что, кажется, задело Александра Котта. Режиссёр сказал, что и сам не понимает, что за фильм у него вышел, и не может дать ему какое бы то ни было определение, но признался, что сняв этот фильм, он исполнил свою давнишнюю режиссёрскую мечту, чего желает и юным мастерам — стараться снимать только то, что хотелось бы видеть сердцу на экране.
Жюри кинопрокатчиков в этот раз отметило наградой юного режиссёра Ивана Твердовского и его работу «Класс коррекции». Вручая награду режиссёру, председатель жюри Вадим Смирнов заметил, что этот фильм просто обязан стать кассовым, потому как относится к числу тех картин, которые у зрителей сейчас должны быть особенно востребованы.
По окончании награждения участников фестиваля Гильдией кинокритиков и киноведов началась основная часть — вручение премий самого фестиваля. И первой наградой была отмечена картина «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой. Режиссёр получил а специальную награду из рук Юрия Колокольникова и Елены Лядовой «За легкое дыхание и художественную целостность» от жюри.
Награду «За лучший сценарий», носящую имя Григория Горина, вручил Денис Родимин режиссёру Юрию Быкову за его кинокартину «Дурак». Как он отметил, эта награда достаётся не столько за сценарий, сколько за драматургию фильму. Саму награду представила чудесная Марина Зудина.
По забавному стечению обстоятельств, которое отметила режиссёр Светлана Проскурина, картина «До свидания, мама» получила награду за лучшее музыкальное оформление. Режиссёр сказала, что изначально планировала отказаться от присутствия музыки в фильме и сделать её максимально воздержанной, отказавшись приглашать композитора. Тем не менее, музыка в фильме появилась, и награду имени Микаэла Таривердиева Проскуриной вручили его жена Вера Таривердиева и Алиса Хазанова.
Поскольку оператор Леван Капанадзе не смог приехать на церемонию вручения наград, то его награду за лучшую операторскую работу в фильме «Испытание» вместо него забрал режиссёр Александр Котта из рук оператора Владислава Опельянца и актрисы Анна Уколовой.
«Класс коррекции» Ивана Твердовского, который уже отметила Гильдия кинокритиков и киноведов, жюри «Кинотавра» назвало лучшим дебютом этого года. Вторую награду режиссёр получил из рук кинокритика Алёны Шумаковой и актрисы Анны Чиповской. В речи, стоя с наградой в руках, режиссёр отметил, что он и «Кинотавр» — ровесники, и это радует его как режиссёра не меньше награды в руках.
Призом за лучшую женскую роль в этом году наградили Северию Янушаускайте, исполнившую главную роль в фильме «Звезда» Анны Меликян. Награду она получила из рук актрисы Яны Трояновой и актёра Юрия Колокольникова. А после актрисы Татьяна Друбич и Елена Лядова вручили сценаристам фильма «Ещё один год», снятого под руководством Оксаны Бычковой, награду за лучшую мужскую роль, который должен был бы получить Алексей Филимонов, но он не смог прибыть на «Кинотавр».
Фильм «Звезда» не обошёлся одной наградой: чуть позже снявшей его Анне Меликян вручили приз «За лучшую режиссёрскую работу» Виктория Толстоганова и Сергей Шумаков. Когда Анна вышла на сцену и начала свою ответную речь, было видно, что режиссёр находится в глубоком шоке — по её словам, она не даже не предполагала, что награда достанется ей, потому прежде даже не переживала.
После настало время вручить главный приз кинофестиваля. Его представление было поручено Александру Роднянскому, президенту «Кинотавра», и Фёдору Бондарчуку, являющегося председателем попечительского совета. В своей торжественной речи Роднянский сказал, что фестиваль уже который год проводится с одной-единственной целью — показать, что российский кинематограф не только существует как таковой, но и способен волновать чувства зрителей и достоин того, чтобы о нём говорили. Как было сказано, награду отдали Александру Котта за его «Испытание». Имя его объявил Андрей Звягинцев, добавив к награде слова, что вручается эта награда за то, что режиссёр воплотил свои мечтания. Взяв в руки награду, Александр Котта глубоко расчувствовался и прослезился. По его признанию, он верит, что кино — это главным образом картинка, и, поскольку первые настоящие фильмы были немыми, именно к таким картинам он и стремился — способных взбудоражить зрителя без единого звука. Для него было высшим удовольствием снимать именно такие фильмы.
В заключение 25-ого кинофестиваля «Кинотавр» Андрей Звягинцев выразил радость, что в России до сих пор не перестали снимать настоящее кино. По его словам, российский кинематограф невероятен, и жюри было чрезвычайно нелегко принимать решения относительно наград, хотелось наградить всех и каждого. В конце речи он выразил благодарность всем, кто имеет причастность к созданию фильмов.