Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Янковский или Безруков?

Наш журналист выбрался на съёмочную площадку фильма-сериала «Анна Каренина» в первый же день съёмок. Сергей Соловьёв этот день решил начать с небольшого устного разбора полученных им сценариев. Он рассказывал о работах, где Анна выжила после своего самоубийственного шага, потеряв ногу, где её муж сам стал самоубийцей, где её возлюбленный Вронский оказался представителем нетрадиционной ориентации. Обругав, в общем-то, все эти варианты, Сергей Соловьёв уверил нас, что настало время приступить к съёмкам своей собственной работы. Согласно его убеждениям, именно каноничная версия «Анны Карениной» может стать шокирующей для неприхотливого зрителя. Режиссёр в своей версии ставит именно на то, что она будет максимально приближена к оригиналу.

Сергей Соловьёв преодолел немалый путь прежде, чем дело дошло до съёмок. Началось всё, конечно, ещё в юношестве. В школьные годы Соловьёв, как и большинство, историей Анны не заинтересовался, посчитав, что книга эта о какой-то там неразделённой любви, но главное — там есть много крови (речь, конечно, о самоубийстве Анны). И уже позже, время учёбы в ВГИКе, Сергей проникся этим романом. Когда он поехал летом за город к своему другу, у него просто напросто не осталось выбора. Дача, где жил друг, оказалась огромным участком, сплошь засеянным картофелем. Немножко очумев от таких нерадостных перспектив, Сергей среди лопат и инструмента нашёл книгу, давно лишившуюся обложки. Естественно, это была «Анна Каренина».

Книгу он стал читать, пытаясь отвлечься от окружающего картофельного уныния. Перелистывая страницу за страницей, сидя посреди картофельных кустов на какой-то дряхлой раскладушке, Сергей сам и не заметил, как провёл под солнцем весь день. К вечеру он прочёл добрую половину книги, и к тому же обгорел на солнце. И потом книга не переставала его увлекать, и Соловьёв решил: ему стоит снять свой фильм о несчастной Анне.

Ближе к конце семидесятых сам Лапин из министерства позвонил Сергею Соловьёву и поинтересовался, не хочет ли он сделать свою «Каренину». Естественно, Сергей Соловьёв хотел, и он жаждал сделать не просто фильм, а устроить из этого целый сериал, которых прежде ещё в Советском союзе не снимали — на шестьдесят, семьдесят серий. Для этого всего-то было надо — получить теперь разрешение от главы Государственного комитета по кинематографии. Но увы, тогдашнее начальство не поняло его порыва. Работа Александра Зархи относительно недавно вышла на экраны и не успела растерять свой блеск, потому Соловьёву было отказано. Спорить с решением было бессмысленно, Соловьёву самому пришлась по душе эта картина с Татьяной Самойловой в роли Анны. Но режиссёр оставил свои желания на потом, и дождался нужного момента. Наступили девяностые, телезрители прильнули к экранам, по которым показывали мексиканский сериал «Богатые тоже плачут». И тогда Соловьёв взял себя в руки и снова отправился к начальству, убеждая их, что история Анны Карениной ничем не хуже истории Марианны Вильярреаль де Сальватьерра. И тогда ему дали зелёный свет. К тому же, Александра Зархи к тому моменту уже не было в живых, и новые съёмки «Карениной» не могли бы никого обидеть. Сергей нашёл актёров, заказал костюмы, в павильонах были заготовлены необходимые декорации, но пришла денежная реформа. «Анна Каренина» снова погрузилась в спячку.