Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

«Москву» можно увидеть в «Ролане»

Завтра, двадцать пятого января, в столичном кинотеатре «Ролан», пройдёт премьерный показ картины «Москва», режиссировал которую Александр Зельдович. Фильм основан на сценарии Владимира Сорокина, успевшего полюбиться многим своими книгами. В фильме снимались Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Наталья Коляканова, Александр Балуев и Виктор Гвоздицкий.

Изначально в фильме должен был участвовать так же Максим Суханов, но он не согласился сниматься из-за своеобразной любовной сцены между его предполагаемым персонажем и девушкой. По сценарию, между любовниками должна была находиться только просторная карта с аккуратным отверстием в том месте, где располагается столица. В итоге вместо Суханова эту роль исполнил Станислав Павлов.

Александр Зельдович в восемьдесят шестом году стал выпускником высших сценарных и режиссёрских курсов, после учёбы направился к Глебу Панфилову, с которым работал до тех пор, пока не уехал в Германию. Когда он наконец завершил свою первую картину, «Закат», плёнку отправилась в Берлин, Лондон, Иерусалим, Вену, Сан-Себастьян и Сан-Франциско на различные фестивали.

Когда Зельдович и Владимир Сорокин приступили к разработке сценария, они решили углубить и усложнить любовные хитросплетения, и вместо привычного любовного треугольника у них вышел любовный шестиугольник: герои, как вершины этой фигуры, соединяются связями-линиями с двумя другими героями каждый. И все персонажи имеют свой прообраз в чеховских произведениях.

По словам режиссёра, работа над фильмом заняла добрых четыре года. Некоторые моменты снимались заново, сцены вырезались, в руках монтёров и режиссёра фильм постепенно приобретал всё более чёткие, требуемые формы, пока не вышел слепок той самой столицы, что осталась после распада Советского союза — иступленная, поглупевшая, растерянная Москва.

В одном из своих интервью после выхода фильма Владимир Сорокин назвал «Москву» новым наркотиком для российских зрителей. И действительно, нашлось много людей, которые посещали кинотеатры не раз. Кто-то ходил дважды, кто-то трижды, есть и те, кто не может остановиться. Фильм собрал огромное количество отзывов и рецензий в журналах и газетах. Есть те, кто «Москвой» восхищается, есть те, кто остался ею озадачен. Нашлись и ненавистники. Тем не менее, по мнению журнала «Итоги» «Москва» является лучшим фильмом прошедшего года более чем в пяти номинациях, а газета «Известия» дала ей наивысший рейтинг. Во время 57-ого Веницианского фестиваля кино фильм был назван общепризнанным фаворитом, а в России получила две премии «Золотой Овен» — за работу оператора и музыкальное сопровождение.