Татьяна Друбич

Роковая Женщина Советского Кино

Антон Павлович, почему вас забыли?

Печально, что российский кинематограф оказался не на высоте в дни, когда весь мир и Россия отмечают сто пятьдесят лет со дня рождения Антона Чехова. Но юбилейный год не отмечен ни одной специальной постановкой... Конечно, это не может не печалить, но возможно зрители ищут что-то другое?

Как много сейчас действительно серьёзных фильмов? Как мы пользуемся классическими знаниями, многие ли читают книги Чехова в оригинале? На этот вопрос нет позитивного ответа. Поэтому будем ценить то, что уже создано. Талантливые кинематографисты вкладывали в экранизации бессмертных произведений А.П. Чехова свои силы, средства и талант.

Российские кинематографисты решили сэкономить и попробовали отметить юбилей Чехова довольно специфически: на соискание премии «Оскар» отправили единственный фильм, снятый в России в 2009 году по произведению Чехова. «Палата №6» Карена Шахназарова не попала в списки ни «Оскара», ни «Золотого глобуса». Магия имени Чехова не подействовала ни на заморских академиков, ни на отечественных зрителей. Шахназаров перенёс действие повести в наше время, в современную психиатрическую лечебницу, которая не слишком-то отличается от описанной Чеховым. Сам режиссёр уверяет, что наслаждался классическим текстом, а не новым контекстом. «Я говорю совершенно точно, что получил искреннее удовольствие от того, что просто слышал диалоги Чехова в исполнении талантливых актёров. Это абсолютно разные вещи, когда ты слышишь и когда ты читаешь. Когда я услышал их, мне показалось современными и звучание, и речевые обороты», — рассказывает Шахназаров.

Кира Муратова в «Чеховских мотивах», парадоксальных и душераздирающих, также перенесла действие в наши дни: поставила в 2002 году пьесу-шутку «Татьяна Репина». Сергей Соловьёв осовременил альманах из трёх чеховских сюжетов «О любви» в 2004 году, тогда одну из ролей сыграл Александр Збруев.

«Чехов — вне времени. А Сергей Соловьёв со всей своей эрудицией со своим знанием Чехова и интеллигентностью донёс до зрителя всё, что хотел донести сам Антон Павлович. Мне жалко, что этот фильм посмотрели и оценили очень немногие зрители», — говорит Збруев.

Соратница Сергея Соловьёва — Татьяна Друбич. Она убеждена, что Чехов никогда не перестаёт быть современным — это не зависит от трактовки.

«Невозможность людей жить друг с другом рядом, истории отношений особенно позднего Чехова — между «Вишнёвым садом» и «Лешим» — это разрушение родственных отношений, попытка понять друг друга. Что может быть современнее?», — говорит Друбич.

Конечно, кинематографистов можно понять. Чехов долгое время считался театральным автором. Был открыт кинематографом лишь в пятидесятых годах двадцатого века. Только тогда во всем мире и в СССР было сделано более 20 фильмов по его книгам, а в шестидесятых годах — уже более восьмидесяти! Потом дело пошло на спад. Наступил новый век: может, теперь что-нибудь изменится и мы всё-таки увидим небо в алмазах, хотя бы на экране.