Евгений Гришковец и "Бигуди" - "Сейчас"
В прошлом месяце на российском лейбле Real Records вышел диск, записанный группой «Бигуди» совместно с Евгением Гришковцем.
После первого прослушивания композиций невольно всплывает в голове монолог майора из «Ассы» Сергея Соловьёва. Неразборчивое бурчание на фоне достаточно интересных мелодий не подчиняется с первого раза обычному логическому анализу. Отчасти похоже на то, что слышишь от нетрезвых людей или личностей с какими-то психическими отклонениями. Это словно диалог с невидимым и неслышимым собеседником, настаивающем на своём мнении — а слышно только того единственного, кто ему отвечает. И всё это действует, как один мощный магнит: непроизвольно вслушиваешься, втягиваешься в этот половинчатый диалог и следишь за ним, ждёшь каждого нового слова.
Так только на первый взгляд. Композиции о другом. В памяти всплывают рекламные буклеты и плакаты, которые развешивали в Москве в преддверии приезда какого-то нашумевшего сектанта — там его представляли как человека, говорящего с другими людьми. И про Гришковца иначе и не скажешь. Да, в основе своей он режиссёр и писатель, который в последнее время не прочь забраться в шкуру своих персонажей. И личность этот популярная, любопытная, на работы которой оглядываются, а вот в толпе не узнают — не успел Евгений ещё покорить журнальные развороты и газетные статьи. Тем не менее, круг узнающих его людей неуклонно растёт, потому что Евгений Гришковец не перестаёт вести диалог со своими зрителями, читателями и слушателями, только увеличивая время и частоту этих самых диалогов. Гришковец не раз выбирался в клубы со своими речами, участвовал в чудном сериале «Деньги», разбавляя его своими словами, а теперь у него есть целый диск этих речей. Если бы эти разговоры были для него единственным источником дохода, то про него можно было бы говорить как о первом человеке, сумевшем заработать своё состояние чисто на трёпе.
Говорит Евгений не о заоблачном и непонятном. Никакой науки, обычный быт — дом, отдых, сигарета с утра, ужин в приличном месте и мученическое стояние в пробке. Гришковец замечает мелочи, описывает их в точности, так, как большинство захотели бы сами это сделать — просто он оказался первым не робкого десятка, кто отважился отметить и сохранить эту самую мелочь. Голос выбран необычайно точно: нет стремления развеселить слушателя, нет поучительного тона, гонора. Гришковец говорит так, как говорил бы друг другу, просто делясь своими впечатлениями, не задумываясь о том, насколько заурядно могут прозвучать его слова. «Пробки-буги» среди треков более всего удались в этом плане: они дословно передают типичные телефонные разговоры для водителя, плотно заткнутого в пробке в час пик. Есть треки, где к нему в чтении присоединяется великолепная Татьяна Друбич с её мягким голосом — это «Настроение улучшилось» и «Лето». И её присутствие ещё сильнее навевает ощущение того, что проект тесно связан с «Ассой», хотя это, конечно, не так. Просто ощущение.
Конечно, к какому-то моменту постоянное обсуждение машин и пробок начинает поднадоедать, но этот момент только укрепляет веру в то, что Евгений Гришковец не действует на заказ, а просто говорит о наболевшем. И, конечно же, не стоит забывать о группе «Бигуди». Эти ребята очень хорошо постарались, создавая музыкальное оформление для пластинки. О том, как важно именно их участие в этом проекте, хочется привести отрывок из речи Гришковца в композиции «Гвардейск-Ибица» — «только такая музыка, именно такая». Именно музыка этих ребят из Калининграда смогла вместить в себя монологи Гришковца, не нарушая их строя, а только дополняя его, делая уютнее.
Пожалуй, этот альбом обладает одним только минусом. Работы подобного жанра, над которым потрудились Гришковец, «Бигуди» и Друбич — «на один укус». Повторно слушать один и тот же сказ рано или поздно надоедает, а вариаций нам не предоставили. Конечно, найдутся и у этого жанра свои поклонники, но для большинства этот диск, скорее всего, останется после первого прослушивания на полке в ожидании следующего поколения, которое проявит такой же одноразовый интерес.