По следам «Ассы»: Крым и Ялта
Уже четверть века минуло со времён успешного дебюта культовой картины, которая связана невидимыми нитями с Ялтой.
Январь 1988 года — время первого показа фильма «Асса» в московском кинотеатре. Создателем этого произведения является Сергей Соловьёв, среди актёров множество звёзд — Сергей Говорухин, Татьяна Друбич, Александр Баширов, Сергей Бугаев и другие. В этом же месте было продемонстрировано выступление знаменитой группы «Кино», её лидеру Виктору Цою досталась небольшая роль. Съёмки картины, на которую обрушился нереальный успех, происходили в заснеженной Ялте в 1987 году.
Любой житель Ялты узнает основные достопримечательности города, среди которых морской порт, гостиница «Ореанда», ставшая местом жительства главных героев, набережная и расположенная на её территории гостиница «Таврида». Драка, завершившаяся для «майора» купанием в фонтане, и другие знаковые происшествия картины, происходили именно в «Тавриде».
Самым романтичным событием фильма стало катание Сергея Бугаева и Татьяны Друбич на малой канатной дороге под звуки песни «Город Золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова. Сохранилась ли дорога, ставшая с помощью кинематографа одной из основных городских достопримечательностей, за прошедшие 25 лет?
С дорогой за 40 лет её существования ничего не случилось, она работает по-прежнему. Все желающие смогут отыскать вход в центре города, на Дарсановском холме располагается верхняя станция, нижняя — возле гостиницы «Таврида». Дебют канатной дороги произошёл в 1967 году, с её помощью гостям и жителям Ялты открылась прекрасная панорама. Всего 12 минут требуется для того, чтобы по воздуху преодолеть расстояние в 600 метров. В одной кабинке смогут уместиться два человека, запрыгивать приходится буквально на ходу по аналогии с чертовым колесом, так как остановка не предусматривается.
Для того чтобы не пересекать машинное отделение пассажиры вылезают на Дарсановском холме. Там располагается кафе и ведётся стройка, цели которой пока остаются загадкой.
Панорама города, которую можно лицезреть с высоты канатной дороги, удостоилась максимального внимания режиссёра и оператора картины. Кадры 87-го года — доказательство отсутствия рядом с «Ореандой» модных построек, типичных для сегодняшней Ялты. Можно разглядеть неоштукатуренную стену дома — классику ялтинских зданий прошлого столетия, то, что церковные купола имеют позолоты.
Конечно же, с тех времён кое-что изменилось. Пластиковые кабинки пришли на смену металлическим, их сконструировали десять лет назад в Феодосии. Позолотили и купола Собора Александра Невского. Сохранился дом, владельцы которого пристраивают дополнительные «территории». Была частично заштукатурена стена, окошко обрело металлопластик. В результате утрачен оригинальный «ассовский» стиль.
Порт никогда прежде не видел суда такого водоизмещения и габаритов. Однако снимками, сделанными на фоне теплоходов «Адмирал Нахимов» и «Россия» у набережной Ялты, обладают многие. Как известно, «Адмирал Нахимов» был уничтожен в 1986 году в результате столкновения с сухогрузом.
Официально канатная дорога называется «Горкой». Она приносит Ялте неплохой доход, так как проезд в один конец обходится взрослым пассажирам в 25 гривен. Детский билет стоит 15 гривен. Не стоит забывать, что практически все «путешественники» покупают билеты туда и обратно. Где те времена, когда стоимость билета составляла 25 копеек для взрослого и 10 для ребёнка?